Подушки безопасности для мотоциклов
Будет ли технология подушек безопасности на мотоциклах устанавливаться серийно в ближайшем будущем? Существует своеобразная закономерность, которая повторяется снова и снова в области мототехнологий, когда пионеры по внедрению систем безопасности игнорируются в течение многих лет, прежде чем другие производители стали следовать их примеру.
Так случилось и с тормозами с АБС. У BMW эта технология впервые появилась еще в 1988 году. Два десятилетия спустя, в 2008 году, в мире было всего шесть марок мотоциклов с ABS в стандартной комплектации, а к 2012 году насчитывалось уже 40 марок мотоциклов со стандартной ABS и еще 44 модели с ней в качестве опции. В 2022 году – это уже большинство байков на рынке, и для большинства ABS является стандартной, а не опциональной. В Европе уже несколько лет существует законодательное требование, согласно которому новые мотоциклы объемом более 125 куб. см должны иметь антиблокировочную систему в стандартной комплектации.
Другие технологии безопасности, такие как трекшн-контроль (антипробуксовочная система), следуют аналогичной схеме. Honda представила трекшн-контроль на ST1100 еще в 1992 году, но за последнее десятилетие или около того он стал обязательным для новых моделей. Теперь еще одна технология безопасности — подушка безопасности на байке, может оказаться обязательной на мотоциклах, которые будут выпускаться в ближайшем будущем.
Подушки безопасности были доступны на последних двух поколениях Honda Gold Wing, которые были представлены в качестве опции для 2006 модельного года, хотя та же идея не распространилась на другие модели. Но теперь похоже, что как минимум один массовый мотоцикл будет оснащен подушкой безопасности на 2025 модельный год. Autoliv — один из крупнейших в мире поставщиков оборудования для автомобильной безопасности — объявил, что его подушка безопасности впервые появится на мотоцикле в 2025 модельном году, начав производство в первом квартале того же года.
С точки зрения компонентов, системы не сильно отличаются от тех, которые используются во всех современных автомобилях. Тем не менее, одна из самых сложных вещей на мотоцикле заключается в том, что на автомобиле у вас есть место где водитель надежно закреплен ремнями безопасности и движение водителя при столкновении предсказуемо. На мотоцикле при столкновении такого нет, поэтому нужны очень, очень хорошие алгоритмы, чтобы быстро активировать подушку безопасности.
Первоначально намерение Autoliv состоит в том, чтобы установить подушки безопасности на мотоциклы и скутеры с маленькой кубатурой. Тип мотоциклов также влияет на их пригодность к технологии подушек безопасности: если вы сидите вертикально далеко от руля и переднего колеса, между вами и точкой удара просто больше времени и пространства, что дает большее окно для работы подушки безопасности. Сложнее со спортивными мотоциклами. Пилот в основном лежит на баке или сильно наклоняется к баку и, при срабатывание подушки, она может сильно повредить водителю.
Подушки безопасности на мотоцикле — это лишь одна часть стратегии безопасности мотоциклов. Autoliv также разработала жилеты, оснащенные подушками безопасности — технология, которая гораздо более знакома и недавно объединилась с производителем шлемов Airoh, чтобы создать прототип подушки безопасности в шлеме. В случае столкновения, образуется дополнительный слой амортизации ударов над козырьком. Идея состоит в том, чтобы создать целостную систему безопасности, которая поможет существенно снизить смертность, связанную с мотоциклами. Тем не менее, подушка безопасности на байке играет, пожалуй, самую большую роль, потому что она там, когда это необходимо, даже если пилот решил не надевать защитную экипировку.
Система Autoliv обещает быть дешевой, что делает ее жизнеспособной на скутерах и на таких рынках, как Индия и Китай. Она должна быть достаточно компактной и простой, чтобы позволить производителям добавлять эту технологию без существенного изменения в конструкции своих мотоциклов.